|
|
Global Debate - Глобальный диалог :: IoT-СОЦИУМ: КАКОЕ ОБЩЕСТВО БУДЕТ ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ?
| | | | | | | | | | | IoT-СОЦИУМ: КАКОЕ ОБЩЕСТВО БУДЕТ ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ?
Фото: Интернет-ресурс
Материалы VII-й Международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях» 15-16 марта 2017 г. стр. 1284-1288
О.Ю. Колесниченко, Г.Н. Смородин, Н.В. Присяжная, Л.Л. Мякинькова, Ю.Ю. Колесниченко, Н.Д. Литвак
Если искать ответ, каким наиболее емким определением можно обозначить обозримое будущее для социума, то этот ответ несет в себе короткое выражение «Будущее — это Интернет вещей» (Internet of Things is the future) [1]. Идеи общего использования вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства высказывались еще в 60-х годах прошлого века. В настоящее время идеология IoT подкреплена всеми необходимыми техническими возможностями, чтобы все вещи, устройства и объекты могли быть соединены друг с другом в сети, формируя экосистему IoT как новую среду для жизни социума. Влияние этого процесса на все области экономики, включая здравоохранение, и на общество как социальную систему, можно назвать преобразующим.
Фундаментальным основателем идеологии информационной эры по праву считают американского ученого Элвина Тоффлера (Alvin Toffler), который описал три периода в развитии человечества, обозначив их как три «волны» преобразований [2]. Первая волна — сельскохозяйственный уклад. Вторая волна — промышленная эра. Третья волна, нынешняя, является информационной. Информация и управление информацией составляют основу информационной эры. Сегодня необходимо анализировать новые тенденции, формировать «образ будущего», устанавливать ориентиры. Образ будущего дает социуму не только ощущение стабильности, но и защищает социум от катастрофы, высвечивая риски и вызовы нового пути [3].
Согласно докладу McKinsey Global Institute [4], одним из трендов, меняющих экономику, будет массовое использование в ближайшем будущем потребителями технологии 3D печати для изготовления нужных товаров/продуктов для себя (custom-ordered 3D products). Это интуитивно еще в 80-х годах прошлого века предвидел Тоффлер, он указал на новый принцип «prosumer» («producer / производитель» и «consumer / потребитель» в одном) со стиранием разрыва между производителем и потребителем. Данный общий технологический тренд проникает и в здравоохранение, 3D печать на современном этапе занимает профессиональную нишу в высокотехнологичной медицинской помощи, а в ближайшем будущем она распространится и на уровень самообслуживания пациента.
Облачные технологии позволяют мониторировать медицинские показатели пациента круглосуточно и дистанционно, вне медицинских учреждений. Экосистема IoT подразумевает перенос всей диагностической базы в реальную жизнь пациента. Благодаря круглосуточному мониторингу медицинских параметров, экспертным алгоритмам оценки здоровья, заложенным в мобильные приложения различных smart-устройств или connected-устройств, вся экосистема IoT выносит за рамки традиционного здравоохранения процессы обеспечения здоровья населения.
Меняется сама суть понятия «пациент». И меняется масштаб понятия «социология медицины», так как социум в рамках принципа «prosumer» берет на себя обязанности по самообеспечению в профилактике, диагностике и контроле лечения заболеваний благодаря помощи экосистемы IoT. Впервые в истории можно говорить о том, что человек окружает себя полностью средой медицинского контроля. Это смещает акценты с вопросов организации здравоохранения на вопросы социальной самоорганизации и саморегуляции. Востребовано продумывание цифровой (Digital) стратегии с поиском направлений, способных разгрузить систему здравоохранения благодаря социальной самоорганизации, с созданием сервисов, способных дать приток новых финансовых поступлений в систему здравоохранения.
Основоположник российской школы социологии медицины академик А. В. Решетников, обозначая общество в качестве социокультурной системы, особо отмечает роль медицинской культуры [5], которая регулирует поведение людей, задает нормы и правила, мотивирует или налагает ограничения. Медицинская культура в основном распространяется на социальный институт медицины. Но сегодня социальный институт медицины становится все более размытым, переходя через Internet of Health в общее пространство IoT и IoT-социума. Значит и медицинская культура приобретает иное, более значимое для социума значение, а также социальный кризис оказывает на институт медицины и медицинскую культуру намного большее влияние, чем раньше.
В основе социального института медицины находится пациент [6, 7]. В экосистеме IoT понятие «пациент» размывается и фактически теряет свои рамки, ограниченные временем пребывания в медучреждении. От простого «пациента», человек трансформируется в «Internet-пациента». Все больше людей вовлекаются в дополненную реальность (Augmented Reality, AR), пациент становится «Digital-пациентом». А далее ожидается некий кибернетический прорыв в технологиях, которые сегодня обозначают как NBIC-технологии (нано-, био-, инфо-, когно- конвергенция), либо GRAIN-технологии (генетика, робототехника, AI /Artificial Intelligence/ или искусственный интеллект, нанотехнологии) [8].
Конечная цель кибернетического прорыва — трансгуманизм (Transhumanism, Humanity Plus, кратко H+). Концепция H+ предполагает «совершенствование» человека — его интеллекта, физических возможностей, психологических характеристик, социальных аспектов — при помощи ИТ-технологий, электроники, дополнительных устройств и чипов, гаджетов, биотехнологий. Главным объектом преобразования в кибернетическом прорыве будет сам человек, поэтому медицина должна стать центральным и объединяющим звеном нового технологического уклада [8]. Трансформация человека неизбежно будет сопровождаться трансформацией социума и социальных взаимоотношений, из чего следует, что медицина становится центральным звеном не только для управления новыми технологиями, но и для управления социумом.
Технологическую эволюцию в ближайшей перспективе можно представить цепочкой: информатизация — автоматизация — Digital трансформация и IoT — аналитика Больших данных — экспертная поддержка от AI — подключение человека к AR — управление процессами в режиме Context-as-a-Service. С точки зрения медицины концепция Context-as-a-Service переворачивает здравоохранение образно «с ног на голову». Все будет идти от человека, который будет не пациентом в стационаре, а субъектом социума (IoT-социума), и на каждом его шагу будет выстраиваться и подстраиваться под него медицинское обеспечение Smart Health (Smart Home, Smart City, Smart Environment). Вот почему авторы смеют утверждать, что дисциплина «социология медицины» становится выше уровня таких новых и, казалось бы, релевантных прогрессу дисциплин, как персонализированная медицина и медицинская кибернетика и информатика. И то, и другое — лишь составные части общего. А общее — это всеобъемлющее обеспечение человека как единицы IoT-социума.
В целом социум уже претерпевает несколько трансформирующих его процессов, которые можно обозначить так: хаотизация, виртуализация и ускорение. От взаимодействия в контуре «People-to-IT» (люди управляют информационными технологиями) в будущем есть риск перехода к социуму с контуром «IT-to-People», когда технологии (искусственный интеллект) станут управлять людьми. И если этот сценарий кажется далеким будущим, то промежуточное состояние, с излишним директивным проникновением технологий в жизнь социума, может нести в себе риски дискриминации, потери прав и свобод, потери духовности и ценностей гуманизма, вплоть до полного разрушения кода цивилизации (расчеловечивания). Для противостояния этим катастрофическим сценариям необходимо формировать социальную этику и социально-медицинскую этику в качестве механизма контроля и сдерживания.
Литература: 1. Vermesan O., Friess P. Digitising the Industry. Internet of Things Connecting the Physical, Digital and Virtual Worlds // River Publishers Series in Communications. Vol. 49. River Publishers, Denmark-Netherlands, 2016. 2. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 781 с. 3. Колесниченко О.Ю. XXI век: человеческое измерение и вызовы информационной глобализации. Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 113 с. 4. Manyika J., Ramaswamy S., Khanna S., Sarrazin H., Pinkus G., Sethupathy G., Yaffe A. Digital America: A tale of the haves and have-mores // McKinsey Global Institute Report. New York, United States. December 2015. 5. Решетников А.В. Социологическая теория общества и личности// Журнал «Социология медицины», №1, 2004. С. 3-15. 6. Решетников А.В., Ефименко С.А. Социология пациента. М.: «Здоровье и общество», 2008. 304 с. 7. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Петров М.А., Исенов С.К. Медико-социологические исследования проблем здоровья: зона социальной ответственности// Журнал «Социология медицины», № 15 (2), 2016. С. 68-79. 8. Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Кибернетическая революция и шестой технологический уклад // Конратьевские волны: наследие и современность: ежегодник / Ред. Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, В.М. Бондаренко. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2015. С. 83-106.
| |
| | | | | | | | | | |
|
|
|
|
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 9
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 8
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 7
ТА ЗЕМЛЯ, ГДЕ ПЛАЧУТ ЖЕНЩИНЫ, БУДЕТ ПРОКЛЯТА
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 6
Павел Грудинин: программа большинства
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 5
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 4
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 3
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 2
Исследование в области API-социологии, открытые данные, часть 1
ЖЕЛАЕМОЕ БУДУЩЕЕ
IoT-СОЦИУМ: КАКОЕ ОБЩЕСТВО БУДЕТ ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ?
Массовые протесты начались в России
Лишние люди и лишнее время
|
|
| |