Профессией обычно называют то, чем человек зарабатывает на жизнь. Однако, здесь можно выделить несколько разных понятий. Профессии можно обучиться (в зависимости от сложности) по программам высшего или среднего учебного заведения, на курсах или пройдя практические занятия, при этом одна специализация может давать возможность работать в нескольких областях. Например, врач, учитель или инженер могут работать в разных узкопрофильных областях с разными названиями конкретной профессии. Есть понятие творческой профессии, в это понятие включен такой род деятельности, который не связан напрямую с получением образования, а зависит от природной одаренности человека талантами. Например, художник, певец, писатель – этим профессиям можно обучиться, но есть и те, кто становится художником, певцом и писателем без специального образования. И наоборот, можно получить самое лучшее образование для овладения творческой профессией, но если нет таланта, то без слуха, голоса, способности писать романы или рисовать картины даже диплом не обеспечит успешную профессиональную жизнь. В связи с этим, первое заключение, которое можно сделать – профессия является достаточно расплывчатым понятием, преимущественно требующим обучения, но иногда только обучения мало, чтобы овладеть профессией.
Профессия формирует человека и дает ответ на вопрос «кто ты?». Для осмысления своего места в жизни и в социуме человеку недостаточно отвечать на этот вопрос только такими формулировками, как «я – человек», «я – мужчина, женщина», «я – гражданин государства», «я – мать, отец», «я – муж, жена». Все эти ответы позиционируют человека в социальной системе координат в общих аспектах, но не удовлетворяют запрос человека на конечное самоопределение, кто он. Уникальная роль профессии в данном аспекте заключена в том, что она определяет точное место человека в социальной системе координат, даже если человек не работает в конкретный момент времени (безработный или пенсионер). Из общих социальных характеристик «человек, мужчина, женщина, гражданин, мать, отец, муж, жена», которые в современном понимании могут восприниматься в качестве ответа, равного по значению «я – никто», упоминание профессии сразу обозначает человека, позволяя описать его образ жизни, его будущие перспективы, его личные качества и т.д. Например, врач, учитель, инженер, художник, певец – профессии, которые позволяют точно описать человека в социальной системе координат, даже независимо от того, работает он или нет. Можно сделать второе заключение – профессия является ключевым звеном в позиционировании человека в социальной системе координат, а значит, профессиональный состав отдельного общества полностью определяет его как саму систему координат.
На протяжении исторической эволюции социума именно вопрос доступности той или иной профессии определял ход демократической трансформации. Рабство, касты, крепостное право, черта оседлости, сословия – есть разные исторические понятия, суть которых сводилась к невозможности свободного выбора человеком любой профессии и получения соответствующего образования. Следующее третье заключение сводится к тому, что степень свободы выбора профессии (а, значит, и доступность образования) является фактором, заставляющим социум трансформироваться в направлении расширения доступности профессионального выбора и образования. Невозможность выбора профессии служит триггером глубоких социальных преобразований со сменой политического строя.
В эпоху Информационной эры (Третьей волны развития цивилизации по Э. Тоффлеру) социум претерпевает преобразующую трансформацию [Toffler, 1980]. Меняется спектр профессий и сам тип работы, все больше профессий связано с информационными технологиями и свободным графиком занятости. Все больше профессий исчезает из-за робототехники и программирования. В целом, социум претерпевает несколько трансформирующих процессов, которые можно обозначить так: 1) хаотизация (потеря привычных социокультурных и духовных ориентиров и их поиск в новых условиях); 2) виртуализация / геймефикация (как системное явление в ходе глобализации и глобального единообразия, позволяющее находить новые подпитывающие источники внесистемной информации уже в виртуальном мире); 3) ускорение (все более быстрое поступление информации и все более быстрые процессы, меняющие жизнь; сцепление социума как единого «коллективного сознания», словно формирование третьей сигнальной системы со сверхскоростной передачей информации).
Фото с ресурса Foma.ru/zakat-gumanizma.html
Все три трансформирующих процесса – хаотизация, виртуализация и ускорение – требуют оценки рисков и угроз для социума. Касается это и пересмотра спектра профессий, формирующих систему координат социума. Социум – это открытая система, требующая поступления новой энергии (коей служит информация) извне для существования. Если в эпоху до Информационной эры и глобализации население разных континентов и культур удовлетворяли потребность в новой энергии (информации) благодаря дозированному поступлению информации о других культурах на планете, то информационная глобализация смешала все как разные краски в одном стакане, прекратив, таким образом, доступ новой информации. Отсюда возникла виртуализация – новые придуманные миры, помещенные в информационное пространство. Необходимо здесь сделать отступление и добавить, что при острой потребности социума, как открытой системы, в поступлении новой энергии (информации), в случае перекрытия канала виртуализации, каналом удовлетворения этой потребности станет массовая наркомания.
Возвращаясь к теме виртуализации, которая все больше становится новой энергией для жизни социума, необходимо подчеркнуть, что информационная виртуализация потребовала от социума резкого повышения планки нравственных стандартов. И это не случайно, это связано с необходимостью обеспечения достаточного уровня безопасности социума в условиях, когда для убийства людей достаточно незначительных усилий благодаря уровню знаний и технологий. На первое место безопасности существования социума выходит контроль дозволенного поведения человека, фактически контроль внутренних скрытых мотивов. Наличие внутренней агрессии, дозволенный уровень жестокости к более слабым, представляют нарастающую угрозу для социума Информационной эры. И в этом вопросе профессии играют опять ключевую роль.
Фото с ресурса Training-dog.livejournal.com/418012.html
Дания, публичное убийство и препарирование животных на детских шоу в зоопарках.
Информационные технологии объединили людей планеты в единый социум, подняв со дна все проблемы благодаря возможности делать видео с мобильных устройств и писать свое мнение, рассказывать о случившемся на весь мир. Увидев этот вал проблем, связанных с жестокостью человека, стали подниматься вопросы защиты животных. Жестокость к животным – недопустимый этический уровень для существующих технологий Информационной эры, представляющий угрозу для людей, особенно для категорий «более слабых» людей (дети, старики, инвалиды). Вот почему в виртуальном мире геймефикации нет компьютерных игр или фильмов, где бы убивали и пытали животных, а вот стрелять в воинов, объявленных правилами игры врагами, разрешено. Но, далее стал подниматься вопрос о том, что сам социум поощряет жестокость через разрешенные профессии – работники скотобоен, работники меховых ферм, работники фармпроизводств, связанных с биоматериалами, заводчики зверей для платной охоты и т.д. Заметим, что нет ни фильмов, ни компьютерных игр, поощряющих эти профессиональные занятия, так как это представляет собой угрозу для безопасности социума. Решение этого важного вопроса замкнулось сегодня на решении вопроса о правомерности существования таких профессий. Человек, являющийся по сути живодером, но делающий это ради заработка в рамках разрешенной социумом профессии (например, забеловщик), на самом деле мало чем отличается от человека, которого в развитых странах признают уголовным преступником [Itkowitz , 2016], а психиатры относят к группе высокого риска превращения в маньяка-убийцу. Работник скотобойни имеет менее минуты на разделку одного быка, так как конвейер нельзя остановить, и такой работник делает для себя моральный выбор – уволиться и лишится заработка или срезать шкуру и мясо с еще не успевшего умереть от кровопотери животного. Далее такой человек взаимодействует с социумом, он, даже не желая того, делает свой вклад в дестабилизацию системы безопасности социума, в укрепление в социуме постановки вопроса заработка денег выше вопроса сострадания, жалости и морали.
Твиттер-сообщество обсуждает отношение людей к животным. Общая тема - созрело ли европейское общество для вегетарианства. Ведущий проблемный регион - страны монголоидной расы (а также Африка). Современный город Южной Кореи, которую россияне знают по товарам Samsung, LG и т.п. Корейцы-мясники срезают шкуру с живых собак (в данном случае 4 бульдога) на первом этаже супермаркета для продажи мяса на глазах у обычных покупателей.
Фильм-расследование о Южной Корее. На фоне происходящего собака выглядит намного более разумным животным, чем сами корейцы. На вопрос журналиста-правозащитника корейская женщина-мясник и продавец отвечает, что собака будет вкусной после снятия с нее шкуры живьем, так как она очень умная. Понимание разумности животного не останавливает корейцев от убийства, да еще самым жестоким способом через смертельные пытки, где же тогда грань между убийством животного и человека-разумного?
Южная Корея сегодня, город. Продуктовый магазин, где продают мясо. Кореец-продавец вынимает из холодильника живого кота со снятой шкурой, там животное в смертельных страданиях находится часами, пока не умрет. Кореец кидает плачущего кота без кожи в котел с кипятком, чтобы приготовить его для покупателя.
Решение проблемы изъятия из современного социума конвейеров смерти мясной промышленности (опасность которых нарастает по мере прихода роботизации и искусственного интеллекта в производство) лежит не в области отказа людей есть мясо или носить натуральный мех – это не такая существенная проблема (с учетом докладов ВОЗ о вреде мяса и наличия огромного числа продуктов, замещающих животные белки, а также роста производства дешевого и качественного искусственного меха). Решение проблемы – в пересмотре допустимых социумом профессий. Пока общество разрешает зарабатывать деньги в данной сфере, это зло будет существовать и будет транслировать порочное аморальное мышление на социум. Например, запрещено зарабатывать деньги на изготовлении и продаже наркотиков, и этот род занятий минимизирован и постоянно подвергается уголовному преследованию. Таким образом, четвертое заключение состоит в том, что профессия – это главный инструмент социума в регулировании моральных норм и в самоочищении, а значит и в обеспечении системы своей безопасности.
Профессия в определенных сферах, при наличии изъянов с допустимой аморальностью, которую общество может не замечать, дает катастрофические последствия, способные уничтожать социальные исторические завоевания. Например, укрепление в обществе допустимости жестокости ради наживы, когда разрешено не думать о страданиях слабых, не ограничивать себя и не искать более этические пути, а брать все, что можно, силой, в итоге начинает разъедать самоорганизацию социума. Появляется дилемма – либо обеспечивать слабых (детей, стариков, инвалидов) социальным обеспечением, либо сбрасывать их как ненужный балласт и распределять деньги только между сильными. Что считать приоритетом и движением вперед – достижение комфортного уровня социальной поддержки граждан и увеличение для них гарантированных государством благ или же максимальное изъятие денег у населения для каких-то проектов, делая из населения ресурс для потребления? К такой фашизации социума, как к крайней степени эрозии моральных норм, могут привести экономисты, политики, парламентарии. Именно эти профессии несут на себе бремя ответственности за эволюцию или же инволюцию социального развития, печальные примеры которой есть в истории. Пятое заключение о профессии – институт профессии с аморальными профессиональными нормами поведения может обрушить исторические социальные достижения и привести к инволюции общества людей до состояния концлагерей.
Продолжая тему пути вперед, прогресса и научно-технических проектов для прорыва, можно вспомнить слова К.Э. Циолковского о том, что в процессе освоения Земли как планеты «очень нужно было людей для обработки и покорения Земли. Теперь размножение продолжается так же интенсивно, но многие остаются без потомства: именно, люди с разными недостатками. Все же прирост более вымирания, и потому избыток более совершенного населения отправляется за атмосферу и заполняет Солнечную систему» [Циолковский, 1928]. Упоминание элементов фашизации в том или ином футурологическом произведении – не редкость, это лишь доказывает чрезвычайную важность темы морали в техническом развитии человечества. Как видно из приведенной цитаты, тема фашизации затрагивает именно профессиональную трудовую среду – здоровых и совершенных отбирают, а люди с недостатками не нужны.
От далеких перспектив перейдем к более ближним ожиданиям будущего. С.П. Капица сделал открытие, математически доказав, что рост населения планеты в цивилизационном масштабе связан с уровнем развития информационной системы социума [Капица, 2008]. Передача знаний, формирование общей культуры и ответственное управление обществом – все это ученый считал условием дальнейшего роста и развития социума. На данном этапе глобализации пока еще не сформировано ни общепланетарной культуры, ни системы ответственного управления. Но критически важной является передача знаний. Эта тенденция меняет сферу профессионального обучения – студенты и люди более старшего возраста постоянно получают новую информацию из открытых, доступных и зачастую бесплатных видео-курсов. Все больше расширяется система дополнительного образования, все больше появляется людей, меняющих свою первую профессию на вторую, третью и т.д. Зачастую первопричиной этого являются требования научно-технического прогресса, либо происходящие изменения на рынке. Гибкость и изменяемость рынка труда способствовали формированию гибкой и постоянно меняющейся трудовой силы. Кросс-профессии, мозаичность задач, которые ставит перед людьми современный рынок – черта нашего времени. Процесс этот начинается со студенческой скамьи, студент с самого первого шага получения профессионального образования становится неотъемлемой частью построения будущего, вовлекаясь в мозаичность и кросс-дисциплинарность. Шестое заключение, которое следует сделать – профессия XXI века теряет свои жесткие рамки, она становится гибкой, текучей, кросс-дисциплинарной, постоянно меняется и дополнятся через систему доступного открытого образования (обмена знаниями), формируя тем самым будущее социума.
Таким образом, изучение темы профессий является чрезвычайно важным, так как касается следующих аспектов:
- формирования личности человека и определения его места в социуме;
- формирования социума и устойчивости его политического строя;
- сохранения моральных норм, совершенствования этических подходов и обеспечения безопасности общества, преодоления риска инволюции общественного строя;
- эволюции, формирования будущего социума.
Список литературы
Капица С.П. Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество// Специальный выпуск к циклу публичных лекций «Россия в глобальном контексте». Москва, 2008. 65 с.
Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. Изд. авт., 1928 . 28 с.
Itkowitz C. A big win for animals: The FBI now tracks animal abuse like it tracks homicides // Washington Post. January 6, 2016. URL: https ://www .washingtonpost .com /news /inspired -life /wp /2016/01/06/a -big -win -for -animals -the -fbi -now -tracks -animal -abuse -like -it -tracks -homicides ?utm _term =.9e 6ea 234bbef (дата обращения: 14.01.2017).
Toffler A. The Third Wave, 1980.
Автор - Ольга Колесниченко