National Gallery of Canada
Photo: © NGC, Ottawa, Canada.
Интервью продюсера и ведущей русской программы на радио CHIN Оттавы Елены Калиберда с главным куратором выставки, заместителем генерального директора Национальной галереи Канады, экспертом в области европейского искусства Полом Лангом (Paul Lang)
The conversation of Elena Kaliberda, the Russian program Producer of the multicultural Canadian radio CHIN Ottawa, and Paul Lang, the Chief Curator and the Deputy Director of the National Gallery of Canada, Expert of European Arts.
(Интервью приводится на русском языке в переводе с английского).
Первая масштабная выставка незаслуженно забытой – ровно на век – гениальной художницы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрён, прежде всего портретиста королевы Франции Марии-Антуанетты, проходит этим летом в Национальной галерее Канады в Оттаве.
Елена Калиберда:
- Пол, скажите, пожалуйста, это первая экспозиция работ Виже-Лебрён в Канаде? Когда и где проходила последняя подобная выставка работ этой художницы-портретиста?
Пол Ланг:
- Небольшая выставка была организована в 1982 году в Kimbell Art Museum, Форт-Ворс, штат Техас, США. В это время было открыто много новых работ. Несмотря на то, что выставка содержала только 37 картин, это была первая международная выставка художницы после долгого времени. Должно было пройти около ста лет, прежде чем эта художница-портретист была реабилитирована.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782,
Национальная галерея, Лондон.
Елена Калиберда:
- Трудно ли было собрать эту коллекцию картин Виже-Лебрён? Как много работ представлено на выставке в Национальной галерее Канады? Чем вы руководствовались, когда отбирали картины для экспозиции?
Пол Ланг:
- 87 работ этой художницы представлены на выставке в Оттаве. 82 работы были представлены в Нью-Йорке. США также имеет доступ к временным обменам картинами с российскими музеями. Мы хотели показать лучшие картины Виже-Лебрён, а также основные периоды ее творчества, которые представлены в восьми залах, и эволюцию художника – это то, чем мы руководствовались.
Елена Калиберда:
- Почему Виже-Лебрён можно назвать самой значимой женщиной-портретистом всех времен, и почему ее работы были позабыты на долгое время? Каково Ваше мнение или мнение других исследователей творчества Виже-Лебрён?
Пол Ланг:
- Я думаю, что первая причина была в том, что она – женщина-художница и художница индивидуальная, не принадлежавшая к каким-либо школам или группам художников. Вторая причина заключается в том, что бытовало заблуждение: Виже-Лебрён – только портретист, а выставка, посвященная только одному жанру, портрету, – это скучное дело. И третья причина, это то, что она стала жертвой клеветы, предвзятости, её критиковали в литературе в 1940-х, 50-х и 60-х годах за то, что она писала картины только известных людей, хотя она, прежде всего, художник, а не документалист.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Портрет Марии Антуанетты, 1783,
Marie Antoinette in a Muslin dress.
Wolfsgarten Castle, Germany.
Елена Калиберда:
- Когда Вы для себя открыли Виже-Лебрён?
Пол Ланг:
- Я открыл для себя творчество Виже-Лебрён, когда мне было семь лет. Портрет герцогини де Полиньяк – ближайшей подруги королевы Франции Марии-Антуанетты (представлен на выставке), был на обложке пластинки, которая мне досталась от моей тети. Это была запись 14-и вальсов Федерика Шопена в исполнении известного румынского пианиста Ди́ну Липа́тти. И на обложке был портрет герцогини де Полиньяк, что странно. А также каждый, кто вырос во Франции, знает портрет королевы Франции Марии-Антуанетты и ее детей, выполненный Виже-Лебрён. Этот портрет входит в десятку самых известных картин Франции. Мы имеем эту картину на выставке как заем.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Портрет герцогини де Полиньяк.
Елена Калиберда:
- Выставка начинается с нескольких автопортретов. Они рассказывают о ключевых периодах жизни и работы Виже-Лебрён. Один из них датирован 16-м июня 1800 года. Этот автопортрет позаимствован из Государственного музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Виже-Лебрён написала этот портрет по случаю ее принятия в Королевскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Аудитория могла воспринять этот портрет как выполненный в необычном стиле, даже экстравагантном. Она сделала это в стиле, нарушающем стереотипы. На нем она представлена не в униформе Академии, как ожидалось, а в скромном, но очень элегантном и качественном черном платье, с кистью в руках, за работой. Красный платок закручен вокруг ее плеча, на шее – элегантное золотое украшение с бриллиантами, на голове – платочек-чалма с золотой росписью… Что она написала об этой презентации в своих мемуарах?
Пол Ланг:
- Она ждала решение о принятии ее в Академию около пяти лет, и все это время она уже жила в России. Она ждала это событие. Как Виже-Лебрён пишет в своих мемуарах, она была, действительно, очень впечатлена Королевской академией художеств. Она описывает, как вошла в длинный коридор, который был пустой, где были балюстрады справа и слева, откуда на нее смотрела многочисленная аудитория. Она испытывала чувство гордости по поводу принятия ее в Академию. Что касается ее наряда на презентации в Академии, то здесь она выступает типично для себя. Она никогда не следовала правилам, в этом часть ее гениальности. Например, когда она была принята в Королевскую академию художеств во Франции в 1783 году, она не стала писать картину, которую все обычно писали для этого события. Все ожидали от нее портрет, но она написала аллегорию. Никогда нельзя было предположить, как она поступит. Также она всегда следовала моде. В случае с презентацией в Академии художеств она представляется такой, какой она была, и здесь нет абсолютно ничего нетипичного в ее поведении.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Автопортрет, 1800.
Елена Калиберда:
- На выставке представлены несколько портретов ее дочери Джулии. Один из них написан, когда Джулии было шесть лет, и здесь используется прием игры с зеркалом. Не можете рассказать немного подробнее об этом портрете?
Пол Ланг:
- Это определенный прием, который используется в испанских портретах, когда вы хотите показать человека в разных перспективах в одном портрете: в профиль и в анфас. Художник Джузеппе де Рибера использовал эту технику, которую можно назвать нереалистичной. В реальной жизни отражение человека в зеркале не могло бы смотреть прямо на зрителя. Виже-Лебрён была ознакомлена с работами испанских и итальянских художников XVI-XVII века, и здесь она выступает как последователь традиций барокко.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Автопортрет с дочерью.
Елена Калиберда:
- Правда ли то, что карьера Виже-Лебрён достигла своего зенита в 1780-е годы? Первый портрет Марии-Антуанетты в 1778 году положил начало ее карьере? Как она стала портретистом королевы Франции? Это был случай или закономерность?
Пол Ланг:
- И да, и нет. В 1770-е годы в Париже, когда ей было около двадцати лет, она уже была известной, написав несколько портретов французских аристократов. Странно, но она умалчивает об этом времени в своих мемуарах. Что мы думаем, она могла быть представлена во дворец одной из княгинь младшему брату короля Франции Людовика 16-го, который сам в будущем стал королем Франции Людовиком 18-м. Другой факт хорошо известен, что с 1774, когда Мария-Антуанетта стала королевой Франции, она испытывала давление со стороны своей матери Марии-Терезии, чтобы она сделала свой портрет. Но Мария-Антуанетта не могла найти нужного художника-портретиста, все попытки были неудачными. И вот в это время Виже-Лебрён могла быть представлена королеве Франции Марии-Антуанетте. Можно сказать, что это, возможно, был не самый лучший портрет Марии-Антуанетты в сравнении с теми, которые Виже-Лебрён впоследствии написала для нее. Тогда портрет должен был просто понравиться королеве, но эта работа открыла для Виже-Лебрён двери во дворец.
Елена Калиберда:
- Не можете ли Вы рассказать немного о картине, на которой Мария-Антуанетта в очень элегантном белом платье из английского хлопка. Почему это белое платье стало причиной скандала на Парижском художественном салоне в 1783 году, и почему этот портрет был заменен и на какой портрет?
Пол Ланг:
- Проблема была в том, что это было очень модное элегантное платье из очень тонкого хлопка (муслиновая ткань), подчеркивающее фигуру. Однако в таком платье, не широком, по установленным в то время нормам королеве нельзя было появляться на публике. Другая причина заключалась в самой ткани. Ткань была английская, а королеве Франции не подобало рекламировать английских производителей. Это был 1783 год, и отношения с Англией в это время были напряженными. Портрет был заменен на портрет Марии-Антуанетты в той же позе, только на фоне пейзажа, и при этом на ней было шелковое широкое платье производителей из французского Лиона.
Елена Калиберда:
- Немного о технике исполнения портретов Виже-Лебрён, особенно при работе с моделями женщинами. Правда ли, что она начинала с головы, и ее правилом было, что сеанс не должен превышать одного часа – максимум полтора?
Пол Ланг:
- Это абсолютно точно. Большинство ее моделей проявляли нетерпеливость, а также это были занятые люди. Зная это, портретист всегда настаивала, чтобы ее модели, особенно, женщины, сидели очень удобно. Мы знаем, что набросок лиц для знаменитого портрета королевы Франции Марии-Антуанетты с детьми был сделан всего за три дня, и потом была еще одна сессия для остальных деталей.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Портрет королевы Франции Марии-Антуанетты с детьми
Château de Versailles.
Елена Калиберда:
- Человек, который изображен на портрете Виже-Лебрён, как бы смотрит на тебя не зависимо от того, в какой точке ты стоишь. Это специальная техника или это проявление гениальности?
Пол Ланг:
- Я думаю, что это проявление абсолютной гениальности и огромного таланта. То же самое относится и к портрету Моны-Лизы Леонардо да Винчи. Где бы вы не стояли перед картиной в Лувре, Мона-Лиза смотрит на вас. Это еще одно доказательство тому, что Виже-Лебрён – гениальный портретист.
Елена Калиберда:
- Много портретов с цветами. Королева Мария-Антуанетта очень часто изображена с розами…
Пол Ланг:
- Первым объяснением тому может быть то, что роза – это атрибут немецкого искусства XVII-го века. Это очень восхитило Виже-Лебрён во время ее путешествий в Голландию и Бельгию в 1781 году со своим мужем. Это также этнографическая традиция с XVII века в Голландии и других странах северной Европы изображать женщину в произведениях искусства с розой как символом верности мужу. Цветы становятся частью жанра ее портрета. Цветы также рассматриваются как символ природы, возвращение к истокам природы.
Елена Калиберда:
- На выставке есть специальный зал «Белые ночи», посвященный ее работам из России, не расскажите об этом подробнее?
Пол Ланг:
- Из двенадцати лет, которые она провела в изгнании, шесть лет она жила в России, для сравнения, только три года в Италии и два года в Австрии. Особенно ей нравился Санкт-Петербург, где она чувствовала себя как дома. Она даже думала остаться в России навсегда. Она написала в своих мемуарах, что «здесь хороший вкус и хорошие манеры, я думаю оставить Париж и переехать в Россию навсегда». Многие историки рассматривают ее период в России как пик ее карьеры. Это большая удача, что мы имеем на этой выставке работы, заимствованные из Российского государственного музея Эрмитаж, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и Третьяковской галереи.
Елена Калиберда:
- Какую роль Григорий Строганов, русский посол в Испании, Константинополе и Стокгольме, которого Виже-Лебрён встретила в Вене, мог сыграть в ее решении ориентировать свой путь в Санкт-Петербург? Знала ли она кого-то из России до того, как приняла решение ехать туда? Когда она приехала в Россию?
Пол Ланг:
- Она знала русских аристократов, когда была в Париже до 1789. Например, таких как князь Николай Борисович Юсупов, который был важным коллекционером современных картин. Она была очень хорошо представлена в аристократических кругах Парижа. Она знала русских аристократов также в Риме и Неаполе, например, графиню Екатерину Васильевну Скавронскую, а также посла Санкт-Петербурга в Неаполе. Императрица Екатерина Вторая слышала о Виже-Лебрён от барона Фридриха Мельхиора Грима – многолетнего корреспондента императрицы Екатерины Второй. Императрица знала о Виже-Лебрён. Копия портрета Марии-Антуанетты, написанного в 1778 году, была отправлена Марией-Терезией Екатерине Второй. Поэтому Виже-Лебрён уже была известной в России. А когда она приехала в Россию в июле 1795, проделав путь из Вены в три тысячи километров, уже на следующий день Екатерина Вторая хотела ее видеть. На этой встрече Екатерина Вторая заказала Виже-Лебрён впоследствии ставший известным портрет великих княгинь, дочерей Павла Первого - Александры Павловны и Елены Павловны, где им 13-14 лет (картина предоставлена Государственным музеем Эрмитаж).
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Портрет дочерей императора Павла I.
Елена Калиберда:
- Как Вы уже рассказали, на выставке представлены картины из трех ведущих музеев России – шесть картин из Государственного музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге, две – из Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве и один портрет князя Ивана Ивановича Барятинского из Государственной Третьяковской галереи в Москве. Могут ли эти портреты рассказать о России того времени?
Пол Ланг:
- Я думаю, что да. И эволюцию. Интересно, что Виже-Лебрён находилась в России в течение шести лет, и она знала трех императоров. Она общалась с Екатериной Второй в течение года c 1795 по 1796, знала Павла Первого и Александра Первого. В течение этого времени Екатерина Вторая была очень привержена франкофонии, не воспринимались никакие неоклассические платья. Например, об этом говорят портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, впоследствии жены Александра Первого и портреты великих княгинь Александры Павловны и Елены Павловны, последний портрет Виже-Лебрён перерисовывала из-за платьев. Все изменилось после кончины Екатерины Великой и с приходом Павла Первого. Мы видим эту эволюцию в портретах Виже-Лебрён.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Российская императрица Мария Фёдоровна,
супруга Александра III, мать императора Николая II.
Елена Калиберда:
- Какую роль играет наличие пейзажа Виже-Лебрён на выставке этого гениального портретиста? Этот пейзаж называется «Праздник пастухов», датированный 17 августа 1808 года. Описание повествует, что пейзаж имеет некоторые неточности: «гора в середине пейзажа является чистым вымыслом»… Как Вы это прокомментируете?
Пол Ланг:
- Это не очень известно, но она всегда интересовалась пейзажами. Прежде всего, она использует пейзаж как фон к портретам. Первый раз она использует пейзаж как фон к портрету 1787 года Маркизы де Пезе и Маркизы де Руже с двумя детьми (находится в Национальной галерее Вашингтона). В свое время эта картина очень понравилась Павлу Первому. Виже-Лебрён также пишет пейзаж сбоку портретов во время своего периода работы в Риме и Неаполе. Здесь же она начинает писать пейзажи пастелью. Но она никогда не писала самостоятельных пейзажей, тем более маслом. Как раз упомянутая картина стала ее попыткой написать самостоятельный пейзаж, когда она побывала в Швейцарии в 1808 году на национальном фестивале. Как мы видим, этот пейзаж не является шедевром. Виже-Лебрён также знала, что это не шедевр. Это касается и места написания пейзажа – степи, в которой нет изображенной Виже-Лебрён горы.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён.
Праздник пастухов в Уншпуннене 17 августа 1808 года.
Елена Калиберда:
- Есть ли что-то, что Вы хотели бы представить на этой выставке, но это стало невозможным по каким-то причинам?
Пол Ланг:
- Это обычная проблема. Так как всегда составляется список того, что хотелось бы показать, но по разным причинам не всегда получается это сделать. Мое самое большое разочарование – это то, что мы не смогли получить из Флоренции, Галереи Уффици автопортрет Виже-Лебрён за работой над портретом Марии-Антуанетты. По законам Галереи Уффици, картина не может находиться за пределами страны более чем восемь месяцев в году и не может выставляться в более чем двух галереях, а Национальная галерея Канады стала третьей в этом списке. В то же время мы получили так много других необыкновенных заемов из галерей, например, таких как портрет королевы Франции Марии-Антуанетты с детьми. Этот портрет никогда до этого не покидал Франции.
Елена Калиберда:
- Спасибо за интересную беседу.
Пол Ланг:
- Спасибо.