| УПРАВЛЯЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО С ОТКРЫТЫМИ ШЛЮЗАМИ
Российская культура - рассуждения о масштабе этого понятия, смещении вектора культурного воздействия и причинах разрушения социума
Мир переступил порог в новое измерение - информационную глобализацию. Сначала эту новую эру воспринимали только с позиции технологического прогресса и смены технологического уклада. Мы мало изучаем Тоффлера и Маклюэна, этих уникальных философов, подаривших нам ключи от нового века. Эпоха информационной волны несет в себе новые технологии только в качестве нового инструмента. Инструмент "открывает шлюзы", выравнивает разные сферы жизни социума в один общий уровень через информацию. Данная тенденция в упрощенном виде воспринимается как возможность для информационной войны или возможности для дистанционного образования и лечения. Не сформировалось еще понимание, что открывая шлюзы, информация формирует новый социум, с новыми возможностями и новой ответственностью.
Образ будущего формируется стремительными темпами, но мы его не видим и не понимаем. Мы реагируем лишь на малую часть айсберга, принимая ее за главные изменения современности. Например, невероятная открытость в политике - западные политики уже сменили тренд на игнорирование постоянных утечек видео и аудио-записей через уличные камеры, смартфоны и микрофоны. Нет больше трагедий из-за "конфузных" фотографий и фактов из прошлого, открытость вынудила американских, немецких, английских представителей высшего уровня власти просто принять это как данность времени. И социум постепенно перестал воспринимать закрытость высших элит как правило, уровнявшись через открывшийся шлюз в единое информационное поле. Параллельно простые люди через соцсети, через ютуб, и посредством многочисленных ток-шоу и лайф-шоу стали массово отрывать ранее запретные темы частной жизни. Убийства и война - не просто слухи, через информационные технологии на них смотрят все и по всему миру. Можно быть гражданином самой тихой страны на удаленном острове в океане и при этом быть вовлеченным в коллективную глобальную ответственность за происходящее горе в далеком регионе, посмотрев ролики на ютубе или в новостях про войну, терроризм, убийства. Это снова шлюз, он открыл бассейны насилия и крови и они хлынули по всему миру, заставляя людей тем самым принимать на себя долю ответственности за происходящее.
Вы видите кадры, как убивают слонов, чтобы из бивней делать украшения, вы получаете через соцсети рассылки с петициями в защиту убиваемых животных ради шкуры и вы разделяете ответственность, вы больше не носите украшения из слоновой кости и не притрагиваетесь к шубе. Вам доступна информация о содержании животных и птиц на фабриках, вы знаете из многих источников, как убивают животных ради колбасы на вашем столе. Вы либо вынуждены вытеснить эти знания из памяти, подавить их, либо же вы становитесь вегетарианцем. Ваша социальная культура меняется, и не под впечатлением от прочитанной книги или увиденного балета. Ваша культура меняется по мере того, как открываются шлюзы.
Есть такое новое понятие - датафикация, это оцифровывание и учет всего, что вокруг нас. Датафикация внедряется во все большие сферы, она расползается с невероятными темпами, она и есть тот самый главный шлюз, который превращает мир людей в digital-пространство. Управляемое пространство. И это и есть самое главное, что происходит - управляемое пространство жизни социума, а раз оно управляемое, причем управляемое всеми, значит каждый в нем несет равную долю ответственности за все, что знает благодаря информационным технологиям, видит, слышит и понимает. Куда это ведет? К формированию новой культуры, но опять же не в упрощенном смысле нового информационного и высокотехнологичного общества, а в смысле трансформации социальной сути человека, внедрения нового в культуру человека, в его социальное воспитание и восприятие.
Раньше мы четко разделяли сферы высокой культуры и культуры одного человека. Высокая культура воспринималась как макро-рычаг, создаваемый на макроуровне и воздействующий на умы людей. Достижения в балете, музыке, живописи, театре, литературе, архитектуре. Много талантливых работ, богатая история культуры страны, наполненные шедеврами музеи, танцоры и актеры с мировой известностью, выдающаяся архитектура, победы на мировых конкурсах. Почему этот престиж прошлого века стал разрушаться на глазах в веке нынешнем? Почему это перестало работать на поддержание культурного уровня социума? Ответ в шлюзах. Они открылись. Многие и по сей день стараются закрыть их, как затыкают пробоину в тонущем корабле. Это не отдельный поток, это масса океана вокруг, именно эта информационная масса, технически называемая - Big Data - топит сейчас социум. Но решение не в технической плоскости, решение в понимании сути культуры отдельного человека, каждого из нас, которая через открытый шлюз уравнялась с той высокой и далекой культурой через информационные технологии. Шлюзы открылись и возникло единое управляемое пространство. А это значит, что каждый в нем несет свою долю ответственности, потому что каждый теперь имеет осведомленность и возможность управлять.
Шлюзы информационной волны расширили понятие культуры социума намного больше, чем можно себе представить. Виной тому - глобализация, шлюзы открываются между странами, между разными и полярными национальными культурами и религиями. Хотят того глобалисты или наоборот боятся ли этого факта антиглобалисты-националисты, но шлюзы уже выравнивают глобальный социум под некий общий знаменатель. Но социум - не вода, социум это управляемая среда, вернее сказать - самоуправляемая. Каким будет этот общий знаменатель идеологий и ценностей - за это в ответе каждый человек в рамках своей жизни и культуры.
Можно поднимать много подтем в данном направлении. Но начнем с дна, именно дно, поднимаясь на уровень всеобщего знания и понимания, всеобщего отслеживания в режиме реального времени, и является тем самым фактором, который разрушает все усилия высокой культуры по влиянию на людей. Это дно можно наблюдать через прозрачное стекло, и если люди могут его наблюдать, то какие бы дивные симфонии они не слушали в консерваториях, каким балетам бы не рукоплескали, они все равно в постоянном режиме в этом информационном поле все время видят, что происходит на этом социальном дне. И вот здесь происходит раздвоение, распад культуры. Вы не можете дистанцировать себя искусственно от чего-то из реальной жизни, и вы одновременно понимаете, что это и есть культура того социума, в котором вы живете.
Переходя к конкретным примерам, коснемся самого дна - тюрьмы. Тюрьмы в информационный век открытых шлюзов стали частью культуры социума. Западная культура, как более цивилизационно продвинутая, уже пришла к пониманию таких важнейших норм культуры социума, как отмена смертной казни и уровень жизни людей за стенами тюрьмы. Если в стране социум казнит своих граждан, мы уже сформировали понимание, что уровень культуры этой страны опускается до варварского. На мировой арене успех национального балета с гастролями из подобной страны все равно будет омрачен образом варварских законов той страны, из которой эта балетная труппа приехала, и никто уже в современном мире не назовет подобную страну - страной высокой культуры.
Но мы еще не сформировали в своем сознании понимание того, как влияет на культуру социума уровень жизни людей в тюрьмах. В России эта тема еще не понята. Во многом лагерное прошлое страны, пока еще не прошедшее стадию истинного покаяния, мешает понять важность этого вопроса для поддержания общей культуры. Видео с рассказами заключенных, интервью правозащитников, статьи в газетах, статьи в блогах, дискуссии в соцсетях. Каждый из нас знает, видит и слышит, а значит может переживать и разделяет ответственность. О параллельной культуре, живущей в тюрьмах, можно подробно почитать в воспоминаниях разных людей. Это источник разрушительной силы, уничтожающей культуру социума. Можно ли игнорировать людям данное дно, зная о нем? Если игнорировать, то разрушительная сила удваивается. Одним из пионеров в этом новом направлении стал известный в России художник-акционист Петр Павленский. Его гражданская позиция, его жизнь и действия опережают наше понимание того, что происходит с информационным обществом. Петр Павленский показывает нам, что пространство управляемо вокруг нас и мы несем за него ответственность.
Есть публикации про женский изолятор в Москве - СИЗО № 6. Именно в статье МК "Женский ад: в московском СИЗО «666» творятся страшные вещи" уже проникает понимание управляемого пространства. Тюрьма с содержанием женщин в нечеловеческих условиях находится на территории Москвы, рядом с храмом - Николо-Перервинским монастырем, также рядом университет МАТИ, жилые кварталы, банки, кафе, магазины. Это наше digital-пространство, оно в наших смартфонах, компьютерах, соцсетях, оно интерактивно, без границ и расстояний. Мы знаем об этом, и имея эти знания, ходим по Москве. Но что-то ведь поменялось, так? Да, поменялось, это управляемое пространство открывает шлюзы. Проходя мимо, или проходя другими кварталами по Москве, вы все равно осознаете, что ваше социально-культурное восприятие Москвы начинает разрушаться. Вы уже не можете находиться под властью песни "А я иду, шагаю по Москве", вы пытаетесь представить то, что описано в газете, как на полу в грязи лежат заключенные. И вот здесь наступает подрыв культурного благополучия отстраненного незнания. В то же время ваше сознание само наталкивает вас на решение - в Европе ведь уже много и открыто говорят об уровне содержания заключенных, о контроле общества, о чистоте и достоинстве людей. Да, европейцы уже поняли, что не начав вынимать на поверхность это дно, не вычищая его в общем пространстве открытых шлюзов, невозможно удержать высокий уровень культуры общества никакими балетами и концертами. И уже недостаточно только лишь поднимать эти темы в искусстве. Недостаточно и внедрения в эти темы социальных рекламных технологий. Нет. Сегодня шлюзы открылись уже настолько широко, что требуется управление пространством. Культура больше не формируется отстраненными факторами, вымышленными артефактами, она формируется в реальной жизни, здесь и сейчас, вокруг каждого из нас, в пространстве, которым можно управлять. Ольга Колесниченко
| |